+7 485 260-70-71   ⋅   Ярославль

Закон о платформенной экономике утвердили: какие обязанности появятся у маркетплейсов

1 августа

1 октября 2026 года вступит в силу федеральный закон о регулировании платформенной экономики, который вводит новые обязанности для маркетплейсов и регулирует  взаимоотношения между участниками процесса. 

Как работают площадки и селлеры с маркировкой

И те, и другие считаются участниками оборота маркированной продукции. За площадками этот статус был закреплен постановлениями для каждой товарной группы.

Обязанности продавцов:

  1. зарегистрироваться в Честном знаке;
  2. заказывать и наносить коды на упаковку, если они производители или импортеры;
  3. передача информации о продаже товара в Честный знак с помощью ЭДО.

При работе через маркетплейсы общий порядок маркировки для селлера не меняется.

Обязанности маркетплейсов:

  • следить, чтобы на витрину не попадал не маркированный товар;
  • проверять, чтобы в карточках размещалась информация о маркировке;
  • при работе по схеме FBO — принимать коды маркировки по УПД, а при продаже отчитаться о выбытии в Честный знак.

С 2024 года площадки перестали принимать не маркированные товары на склады.

Что нового появится в работе

  1. После вступления в действие нового закона маркетплейсы должны будут обеспечить продавцам возможность размещать в карточках информацию о маркировке:
    • о регистрации в Честном знаке;
    • маркировке предлагаемого товара;
    • разрешительную документацию или ссылки на нее.
  2. Маркетплейс должен проверить:

    • актуален ли статус кодов маркировки на товар, нет ли запрета на оборот со стороны государства;
    • разрешительные документы — лицензии, сертификаты, декларации соответствия, свидетельства о государственной регистрации и пр;
    • свидетельства о госрегистрации у БАДов, медизделий, пестицидов и агрохимикатов.

    Проверка документов позволит площадке быть уверенной в том, что в продажу пойдут только качественные, не контрафактные товары. Это снизит риск споров с потребителями и повысит конкурентоспособность площадки.

  3. Чтобы максимально полно выполнять новые обязанности, маркетплейс должен получить и эффективные инструменты. Одним из них станет реестр цифровых посреднических платформ, который Правительство РФ планирует создать до вступления в силу нового закона.

Чтобы маркетплейсы могли оперативно проверять поставщиков и не запрашивать по каждому данные в Честном знаке, Росаккредитации, Роспотребнадзоре и других ведомствах, также планируется настроить доступ участникам реестра платформ к базам основных госсистем.

Что грозит за нарушения в работе с маркировкой

Закон о платформенной экономике фиксирует обоюдную ответственность сторон за нарушения в работе с маркировкой. Новый закон еще будет дорабатываться, и в Кодексе об административных правонарушениях (КоАП) скорее всего появятся другие меры ответственности. Пока предусмотрены следующие:

Нарушение Штраф
Оборот товаров без маркировки До 300 000 рублей с конфискацией товара для юридических лиц
Нарушения при передаче информации в Честный знак или ввод в оборот товаров без разрешительной документации До 100 000 рублей для юридических лиц
Непредоставление партнеру платформы технической возможности размещать на ней информацию* До 50 000 рублей для юридических лиц*

* Еще не добавлен в КоАП, проект на рассмотрении.

Что еще изменится во взаимодействии площадок и селлеров

Площадкам нельзя будет «играть» с алгоритмами поиска, запрещено продвигать проплаченные рекламодателями товары, если они не подходят под установленные покупателем фильтры.

Маркетплейс будет обязан оповещать продавцов о ряде изменений, напрямую влияющих на продажи:

Основание Минимальный срок оповещения
Ухудшение условий договора 45 дней
Другие изменения условий договора 15 дней
О введении санкций за нарушения 3 дня
О применении скидок* 5 дней

*В этом случае площадка должна еще и получить согласие продавца на применение скидок.

Кроме того, закон о платформенной экономике регулирует порядок досудебного разрешения споров между маркетплейсами и селлерами: в случае претензий от продавца у площадки есть лишь 15 дней, чтобы рассмотреть обращение и отреагировать на него.

В первых чтениях закона планировалось, что он вступит в силу 1 марта 2027 года. Однако Минэкономразвития настоял, чтобы этот срок сдвинули на 1 октября 2026 года. Тем не менее, у всех участников оборота еще есть время подготовиться к изменениям: продавцам — проверить все ли товары подлежат маркировке, все ли документы в порядке, а площадкам — настроить интерфейс.

Источник: https://kontur.ru/markirovka/news/80350-zakon_o_platformennoy_ekonomike


Другие новости

3 августа

Запрос по сотруднику (сообщение 32) может прийти в ответ на реестр сведений для специальных соцвыплат работникам медицинских организаций (ССВ). 

3 августа

Социальный фонд будет направлять запросы о наличии исполнительных документов у клиентов банка в рамках внесудебного банкротства.

2 августа

С 1 марта 2025 года изменились правила расчета гостей в общепите: теперь фискальный чек нужно формировать до оплаты. Если в уже распечатанном фискальном чеке обнаружена ошибка, исправить ее нужно через чек коррекции.

2 августа

Инфотекс Интернет Траст перестанет предоставлять услуги электронного документооборота с октября 2025 года